Гмырина
Идеальное ТЗ по SEO перед разработкой сайта
Татьяна Гмырина. Личный опыт
Откуда взялась эта статья?
У меня уже который раз в работе многостраничник. И каждый раз, прежде чем ударить по рукам и начать прототипировать, я разрабатываю структуру. А до этого — отправляю к SEO-специалисту (не важно, моему знакомому или нет) — чтобы сразу расписали семантику.
Зачем это нужно?
Чтобы создавать прототип на основе выводов по SEO. И чтобы потом не было ситуации «Ой, прототип огненный, сайт отпадный, всё удобно/красиво/конверсионно, только вот поискового трафика никакого и мы внизу выдачи…»
Почему это не сделать самостоятельно?
Очевидно: я не SEO-специалист, вообще ни разу. Да, понимаю по запросам, семантике, ориентируюсь «что куда и как», но продвигать/оптимизировать — это не ко мне. Я смотрю на это глазами пользователя, а не алгоритмом поискового робота. Поэтому далеко не факт, что мое видение совпадет с видением Яндекса или Гугла.
Сразу говорю: нет цели научить SEO-специалиста «Вот как тебе надо работать»
Это скорее просьба (!), что хотим увидеть я (как прототипировщик) и клиент, прежде чем приступить к разработке прототипа многостраничного сайта.

Чтобы нам сразу было всё понятно.

И мне очень хочется, чтобы SEO-специалисты смотрели на свою работу не «я сдал вам семантику, что ж тут непонятного?», а «Так… я, конечно, тут всё понял, но клиент и эта Гмырина в SEO не шарят, поэтому надо пояснить на пальцах».

Поэтому ниже моё видение, что в идеале хочется получить от SEO-спеца перед разработкой сайта.

Итак, поехали.

Уточните, где у вас страницы, а где — нет
Смотрите… Часто как результат сбора семантики даются просто группы и мы понятия не имеем: нужна ли страница под заголовок группы? Или это просто для удобства представления?

Например, представим, что делаем сайт студии по дизайну интерьера. И здесь вопрос: нам нужны страницы типа «Объекты» (разводящая), «По комнатам» (тоже разводящая)? Или нет?
Поэтому тут хочется пояснений, а еще лучше — конкретный список страниц, которые должны быть на сайте для оптимизации по SEO.

Если в лом писать страницы, то хотя бы обозначьте как-то, что надо делать, а что нет. Например, так:

Просто ввели обозначения — а уже вон как проще стало
Лучше — прямо список страниц по уровням вложенности
Это снимет все вопросы.

Согласитесь, что гораздо понятнее, когда показано так:
Уже лучше.
Но! Все еще непонятно, как должны называться эти страницы. Поэтому ...
С конкретными названиями страниц
Что именно? Дизайн? Дизайн интерьера? А если у нас там и дизайн, и ремонт, и всё подряд? Тем более, что мы пока еще не особо понимаем, с каких запросов вы будете вести на эти страницы.

Поэтому будет гораздо круче, если таблица изменится и будет выглядеть так:

Что нам это дало?
Ну… хотя бы мы знаем, какие заголовки стоит прописать как H1 с точки зрения SEO
Но.

Вот смотрю я на это дело... вижу — «дизайн».

А по каким именно запросам вы будете потом сюда вести?

ЧТО мне нужно заложить в прототип страницы, чтобы она была максимально релевантна ВСЕМ запросам, с которых на нее заходят?

Поэтому, пожалуйста…

Покажите ключи для каждой страницы
Сейчас на другом примере.

Допустим, у нас уже есть это:
Вроде всё понятно.
И вложенность страниц, и заголовки — название услуг
Но мне, как прототипировщику, хочется понять: а что интересует людей по «Прокладке кабеля»? Особенно учитывая, что дочерних страниц там не предполагается.

Захожу в запросы и вижу, что по факту, там:
Нормальный такой внутренний слой вскрылся)))
То есть оказывается, что я должна учитывать как минимум:

— расценки в смете

— за метр в помещении

— по воздуху, в металлорукаве, в лотках, в траншее, по фасаду, по столбам, за подвесным потолком

— кабели силовые, 4х4, сетевые, телефонные, тв, utp, слаботочные, высоковольтные

— а также то, что есть еще не просто «прокладка», но и прозвонка, протяжка и пр.

Как я должна это узнать, если я не SEO-специалист и вообще как-то не должна ковыряться в запросах?..

А теперь, зная это, я буду делать релевантные заголовки, калькуляторы/сметы/квизы (или что посчитаю нужным), с разбивкой по типу прокладки и типу кабеля, давать по этим темам экспертные реплики, кейсы и прочее-прочее-прочее.

Поясняйте, почему что-то из семантики идет в страницы, а что-то нет
Берем тот же запрос — «прокладка кабеля».

Судя по семантике там полно внутренней конкретики. Например, прокладка кабеля в земле. Смотрим, что по Яндекс.Вордстату:
Если бы структуру делала я, то решила, что нам нужна не только страница «Прокладка кабеля», но и страницы типа «Прокладка кабеля в земле».
Будьте внимательны к запросам, пожалуйста
Иногда вы пропускаете запросы — и в семантике оказываются услуги, которые клиент даже не оказывает!
Например, это семантика, собранная под «Установку на столб». Внутри оказались сами столбы.
Такое бывает довольно часто.

Например, для «Камневедов» в семантике однажды оказались руны, драгоценные камни, ювелирка, всякая эзотерика — хотя «Камневеды» этим не занимаются и не продают. Но для SEO-специалиста, который не копал сильно в их работу, появление таких запросов в семантике вопросов не вызвало.

И тут еще важно самим клиентам внимательно просматривать семантику тоже. Иногда вроде всё проговорили, а что-то упустили.
Скажите, что делаем в первую очередь, а что — потом или не делаем вообще
Бывает так, что у компании много-много услуг, но по одним запросов полно, а по другим — трафика почти нет.

Если сделать сайт со всеми услугами сразу, то все «невостребованные» поиском страницы будут тянуть сайт в целом на дно выдачи.

Поэтому лучше сначала запустить сайт только с «востребованными» по поиску услугами — и лишь потом, когда сайт окрепнет в выдаче, по чуть-чуть добавлять другие.

Это очень важно сказать в том числе и ради планирования бюджета на разработку.

К сожалению, SEO-специалист может решить, что это итак понятно: если в карте нет услуг, то и делать их не надо.

Но клиент думает иначе: «Ах так? А где вот эти услуги, которые мы оказываем? И вот эти где? А еще целая группа? Пропустили?!?! Ну ничего, я заметил, сам добавлю».

А ведь можно просто взять — и показать цветом с какими-то пояснениями, например:

(просто для наглядности выделила цветом)
Бывает так, что целый пласт услуг поисковиками не котируется. Тогда их вообще можно вынести вниз предлагаемой структуры и выделить цветом, чтобы точно не пропустили:
Для меня, как прототипировщика, это означает, что:

— я заранее их планирую (в т.ч. где-то в структуре),

— заранее вижу, что на других страницах следует заложить возможность перелинковки,

— то есть я «оставляю смысловые зазоры», чтобы потом бесшовно все это можно было поставить.

Для клиента это означает, что можно сделать основные вещи, запустить прототип в дизайн-верстку — а в это время неспешно работать со мной по «невостребованным» страницам.

Рассказывайте о гипотезах
Например, судя по картине в целом вам кажется, что продвигать какую-то группу запросов в рамках сайта — бессмысленно.

Пример: услуга монтажа умного дома.

Вы видите, что:

— сайты, на которых говорят ТОЛЬКО про умный дом, его монтаж — хорошо показываются в выдаче

— а на сайтах, где монтаж умного дома — одна из десятков/сотен других работ по электромонтажу — этот раздел в выдаче не вылезает

Как и в предыдущем «косяке» клиент может просто не понять, с какого перепугу вы взяли и не включили в структуру услуги, которые он оказывает.

Поэтому выход всё тот же: скажите об этом сразу.

И тогда у нас появится еще одна группа страниц, которые мы разрабатываем во вторую очередь. Например, так:

Видите? Страницы поставлены в конец структуры и выделены так, что невозможно не заметить. Конечно, клиент может не согласиться и поставить эти страницы в сайт сразу. Но он хотя бы будет предупрежден.
Покажите тип страницы: информационная или коммерческая
Мне это очень важно понимать.

Например, вы добавляете в семантику «камни для Стрельцов».

Я, как прототипировщик интернет-магазина, считаю, что это сделаю категорией, страничкой, на которой соберу все камни, напишу пару слов — и дело в шляпе.

А по факту оказывается, что запрос-то некоммерческий. Информационный! И люди ищут не чтобы купить, а чтобы узнать. Поэтому давать им нужно все совершенно в другом виде (хоть и туда я все равно органично и заботливо вплету продажу).

Если вы не указываете тип страницы, а по запросам/названию непонятно, к чему она относится, то я могу сделать никому не нужный шедевр, будет полно отказов и слив.

Поэтому, пожалуйста, покажите просто цветом, например, так:
(пометила рандомно сугубо для визуализации. Тут еще запросы бы по идее, но пока их нет. Почему? Вот как раз «потому что»)
Итого, идеальное ТЗ по SEO перед разработкой сайта содержит:
— полный перечень страниц с вложенность и названием каждой (хотя ок, с вложенностью я еще могу сама накуралесить)

— причину, если какие-то страницы не делаем (хотя запросы есть)

— тип страниц (коммерческая/информационная судя по запросам)

— с каких запросов вы будете лить трафик на каждую страницу

— есть ли страницы, которые пока (!) не стоит делать, но в будущем надо

— есть ли страницы, по которым у вас своя гипотеза

А также мою уверенность, что вы отнеслись ответственно и в семантике нет «левых» запросов, которыми клиент не занимается

Иначе это просто семантика, с которой «как хочешь, так и танцуй».

p.s. Обнимаю SEO-специалистов))) И не представляю, КАК вы всё это вообще делаете. Мега-мозги, конечно…